ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
социология, история и политика

И.Ф. Девятко. Методы социологического исследования

КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ И ШКАЛЫ. Проблема качества социологического измерения. Надежность и валидность измерения

  

К основным типам критериальной валидности относят прогностическую, конкурентную и постдиктивную ('предсказывающую-назад') валидности.

КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ И ШКАЛЫ. Проблема качества социологического измерения. Надежность и валидность измерения - И.Ф. Девятко. Методы социологического исследования к началу

Прогностическая критериальная валидность описывает точность, с которой значения данной переменной - обычно характеризующей отдельного индивида или группу - могут быть предсказаны на основании текущих значений какой-то другой переменной (предиктора). Очевидно, что наилучшим показателем такой прогностической точности будет корреляция между значениями переменной-предиктора и значениями переменной-критерия для одной и той же выборки. Тогда - в пределах ошибки выборки - коэффициент корреляции будет равен коэффициенту прогностической валидности.

Конкурентная валидность по критерию - это степень соответствия между текущими значениями переменной-критерия и переменной-предиктора. Попросту говоря, исследователь использует результаты измерения по одному признаку для того, чтобы оценить значение другой переменной. Причина может заключаться в том, что измерение непосредственно переменной-критерия трудноосуществимо, занимает слишком много времени и т. п. Проблема конкурентной валидности весьма значима для эмпирической социологии, где многие поведенческие или установочные переменные измеряются не непосредственно, а через самоописания, ответы на анкетные вопросы, иными словами, через вербальное поведение. Например, мы можем оценить конкурентную валидность анкетного вопроса о частоте посещения дискотеки студентами-отличниками с помощью серии включенных наблюдений за реальным поведением данной группы. Уже ранние исследования конкурентной валидности фактографических вопросов в социологии показали, что даже для относительно 'безобидных', несензитивных индикаторов конкурентная валидность может изменяться в самых широких пределах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Скачать все

читать дальше >>

Купить диплом

© GosPrav.ru, 2007