ГОСУДАРСТВО и ПРАВО социология, история и политика |
А.В. Олескин. Биополитика. Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспектыОбучениеНе только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида - природа (генетические задатки) или воспитание, среда? Nature or Nurture? (тема биополитической конференции в Дартмутском колледже (США) летом 1996 г. и многих аналогичных мероприятий). В приложении к высшим животным многие исследователи говорят о "культурных традициях" - элементах поведения, не детерминированных генетически и существующих только у определенных сообществ животных. В наибольшей степени подобные традиции выражены у приматов. Так, традиция выкапывания картофеля руками существовала и "культурно" передавалась от поколения к поколению у одной-единственной популяции лангуров (Дерягина, Бутовская, 1992). Характерно, что новую "культурную традицию" у приматов (скажем, у японских макак) во многих случаях первыми осваивали особи-подростки, матери перенимали их от старших детенышей и передавали младшим. Некоторые формы поведения (скажем, вокализация), кажущиеся "сугубо инстинктивными" на первый взгляд, оказываются фактически результатом обучения в ходе социальных взаимодействий между особями. Так, крик зеленых мартышек Cercopithecus sabacus "wre!", издаваемый при защите территории от соседних групп, приобретается ими при обучении (Савельев, 1998). Обучение у людей и других видов приматов происходит успешнее в том случае, если в роли учителя выступает особь старшего возраста (например, у павианов это самец с седой гривой, Дольник, 1994). Это эволюционно-древнее предпочтение сохраняется и у современных детей, хотя быстрый темп изменения уклада жизни в современную эпоху ведет к относительной некомпетентности (например, в отношении компьютерной техники) пожилых людей и к более выигрышному положению лиц среднего возраста, объективно более подходящих на роль учителей по многим (конечно, не всем!) из жизненно важных ныне "предметов преподавания". Страницы: 1 2 3 Скачать все |
© GosPrav.ru, 2007