ГОСУДАРСТВО и ПРАВО
социология, история и политика

Реальность и действительность истории

Рынок

  

Рыночный механизм существовал уже в античной торговле и экономике, но был предан забвению и прошел еще раз свой исторический путь от первых веков до 16-го века, когда, наконец, утвердился и институлизировался.

Германцы 1-2 века нашей эры были полуномадами. Их кочевой цикл состоял из двух лет скитаний и возвращения к земледелию на третий год. Свой лагерь и участок они находили и узнавали по маркам - кучам дерьма, отмечающим границы их оседлой жизни. Позже, когда земля закрепилась за феодалом, крестьяне платили ему арендную марку натурой, чаще всего хлебом. Феодал был заинтересован в хорошем хлебе. Существовала примета: каков зад у хозяйки, таков у нее и хлеб. Оценивающий шлепок феодала по заду довольно быстро перешел в право первой ночи. Постепенно, по мере совершенствования агрокультуры, стали появляться излишки, которые крестьянин нес на маркет с целью обмена, а позже - продажи, когда появились, наконец, деньги как универсальный эквивалент товаров и труда. Назывались эти деньги, естественно, марками.

Крестовые походы (11-13 века) заставили феодалов обращать недвижимость в движимость и деньги, но не это оказалось решающим в формировании рынка.

Великие Географические открытия и обрушившиеся на Европу эпидемии бубонной чумы, холеры и другие напасти, "малое оледенение" 16-го века, когда неурожайных лет было 84 за столетие, обезлюдили континент и, наконец, впервые в истории труд стал самым дорогим и дефицитным товаром, а его носитель, труженик, впервые ощутил и оценил свое собственное человеческое достоинство. Вот только тогда и возник потребительский рынок.

Верхней маркой этого рынка является марка производителя, желающего, чтобы цена на его товар была заоблачной. Самая нижняя марка - марка потребителя, жаждущего халявы или цены, близкой к нулю. Слава Богу, на рынке эти две фигуры представлены заочно. А реально на рынке встречаются продавец и покупатель. Марка продавца определяется издержками производства плюс некоторая норма прибыли. Ниже этой марки торговец продавать не будет - убыточно. Марка же покупателя обусловлена его представлениями о стандартах качества жизни. Выше этой марки покупатель не идет - разве что для форсу. Обе эти марки составляют коммерческую тайну торгующихся сторон. Весь счастливый фокус рыночного механизма заключается в том, что марка продавца ниже марки покупателя. Возникающий зазор между этими двумя марками и есть пространство рыночного ценообразования. При этом любая точка этого пространства взаимовыгодна и продавцу и покупателю: один продает чуть выше своего нижнего предела, другой покупает чуть ниже поставленного перед собой верхнего предела.

Марка покупателя выше марки продавца по той причине, что наши идеалы и образ жизни, наши представления о себе всегда выше того, что есть в реальности. Такова природа человеческого сознания. И это делает рынок саморегулирующимся механизмом ценообразования на взаимовыгодных условиях.

Приходится с грустью заметить, что в России за всю ее историю вечно не хватало каких-то условий для формирования рыночного механизма: то государство все подавляет, то частная собственность отсутствует, то демократия, то человеческое достоинство. А чаще отсутствует все это (кроме государственного господства и насилия). А потому, несмотря на усилия разных царей и президентов развить здесь капитализм и рыночную экономику, выходит же из этого сплошной базар и воровство вместо торговли.

Надо также заметить, что собственно потребительский рынок постепенно размывается и исчезает. Начиная с конца 19 века, реклама постепенно стала подменять собой марку потребителя. Естественно, что за рекламой стоят производитель и продавец товаров и услуг. Если трезвые голоса, требовавшие запрещения или резкого ограничения рекламы, еще были слышны в 20-е годы 20-го века и к ним прислушивалась общественность, то теперь, когда масс медиа стали тотальны в своем давлении на индивидуальное и общественное сознание, когда вся жизнь превратилась в бесконечную рекламную паузу, потребитель превратился в полное ничтожество как потребитель и уже никак не может влиять ни на ценообразование, ни на качество или свойства товаров и услуг, когда от него требуется только одно - потреблять, потреблять, потреблять, изо всех сил, днем и ночью, до рождения, при жизни и после смерти, - о каком потребительском рынке может идти речь?

Страницы: 1 2 Все

читать дальше Два рынка для Синдереллы >>

Купить диплом

© GosPrav.ru, 2007